Как сделать бизнес на умиращем виде СМИ
В начале 2013 года в Красноглинском районе Самары не было ни одного СМИ. Последняя газета под названием «Жигулевские ворота» закрылась из-за нерентабельности. В то время я уже давно не работал «на дядю», но остро нуждался в новом проекте. У меня уже был опыт создания собственного СМИ, навыки вёрстки и дизайна, а также работы в рекламе.
Было очевидно, что в самом крупном районе города есть масса рекламодателей, которым печатное СМИ будет интересно. К тому же, именно газета вызывает наибольшее доверие у народа. Внятного регионального телевидения у нас нет. Новости в интернете провинциалы читают редко. Что бы там ни говорили, а бумажные газеты популярны и еще будут пользоваться популярностью многие годы. Именно за счет такого отставания в развитии, можно заработать.
Решение было принято. Я подал заявку на регистрацию СМИ в Роскомнадзор, оплатил пошлину в 2000 рублей. Через месяц свидетельство пришло по почте. Нашел pdf-ки номеров одной из газет и сверстал несколько пилотных полос своего издания, заимствуя несколько опорных элементов. В 2007 году мне приходилось верстать в Adobe PageMaker, поэтому InDesign я освоил интуитивно, не прибегая к инструкциям. На выходе сформировался формат: А4, 16 полос, черно-белая. Такой объем я был готов верстать и наполнять два раза в месяц.
Поскольку в начале 2013 года я был окован долгами, пришлось опять же занять денег у друга — всего 15000 рублей, больше он не смог дать. Понимая, что один не справлюсь, я позвал себе в партнеры давнего знакомого Сашу, который в тот момент искал источник заработка. Опыта работы в СМИ не было вообще, зато желания попробовать было предостаточно. Это мне и было нужно.
Распространять газету было решено сразу по стойкам в организациях: административные здания, супермаркеты, магазины, аптеки, больницы, поликлиники и т. д. На первое время набралось 10 точек. Под них в интернете я нашел производителя металлических стоек, купил 7 штук по 1000 рублей и расставил их, предварительно договорившись с администрацией помещений. Причем 2 точки были платные: по 2500 руб. в месяц за право там стоять.
В ДубльГИСе выписал 6–7 типографий и обзвонил — выбрал наиболее дешевую и подходящую. На тот момент печать 1 экземпляра газеты стоила 1,3 рубля при тираже 5000. То есть 6500 руб. (сейчас печать 3000 экз. выходит в 9000 рублей). Последней графой в расходах была доставка газеты. Долго не заморачиваясь, мы с Сашей решили развозить тираж на такси. Один развоз в пределах одного района выходил в 1500–1800 рублей.
Первоначальный поиск рекламодателей не составил труда. Мы просто выписали всех, кто рекламировался в закрывшейся газете «Жигулевские ворота», и предложили им почти те же условия. 70% клиентов согласилось на размещение. Ключевыми клиентами стали: банк, частная клиника, ветеринарная аптека, автосервис, юридическая фирма, сантехника и несколько мелких. Их размещение покрыло нам все расходы плюс мы вышли в прибыль сразу после выхода первого номера. Цена самого маленького рекламного модуля (6×7 см) составила 700 рублей.
Первичную документацию сначала вел в сервисе «Небо». Потом перешел просто на экселевские таблицы: создаю в них счета, акты и счета-фактуры. Также из документации: договора и заявки на рекламу, всё. С этого года перешел на «упрощенку»: буду сдавать отчетность только раз в год, что значительно удобнее, чем с общей системой налогообложения. В работе с клиентами использую простую встроенную CRM в Gmail — плагин для Хрома Streak.
Месяц за месяцем я оптимизировал бизнес-процессы. Договорился о бартере со службой такси — теперь я имею возможность развозить тираж бесплатно. Расторг договор платной аренды газетных стоек: желающих поставить у себя их бесплатно становилось всё больше. Недавно министерство культуры выделило нам помещение, поэтому плату за виртуальный юридический адрес (2500 руб.) я тоже исключил.
Считаю большим плюсом работу по бартеру. За время существовании газеты, помимо такси, мне удается бесплатно лечить зубы, проходить общее медицинское наблюдение, смотреть фильмы в кинотеатре, играть в боулинг, пользоваться услугами бассейна, сауны и ресторана и т. д. Партнеры охотнее идут на бартер, чем на денежные отношения, поэтому можно выбирать нужную сейчас услугу и идти договариваться. Но сами понимаете, с таким хозяйством не всегда есть время.
В марте 2015 г. изданию исполнится 2 года. Почти год я работаю вовсе один. Большую роль в построении этого бизнеса сыграло то, что я взял на себя работу по изготовлению продукта. До сих пор самостоятельно набираю материал, что-то пишу, редактирую, верстаю, рисую нехитрые макеты. Мне нравится этим заниматься. Также это позволяет не платить верстальщику, дизайнеру, журналистам и корректорам. На добровольных началах мне пишут студенты, работники социальных организаций, библиотек, общественники, адвокаты. Газета стала популярна и полюбилась всему району почти сразу. Весь тираж в 5000 экз. сегодня расходится меньше, чем за 2 дня. Я постоянно принимаю благодарности от читателей. Это и создает ощущение успеха.
О чем материалы в газете? Какая периодичность выпуска?Не очень понятно по распространению, это платная газета по подписке или платная, которая продается в киосках, или бесплатная?
Материалы — новости района, города, социалка, политика и развлекательные вкрапления. Периодичность — два раза в месяц. Газета бесплатная. Она лежит на стойках в свободном доступе.
А по прибыли как? Примерно сколько за последние пол года среднемесячно было? Естественно не берем сюда выгоду от бартерных услуг
от 30 до 60 в месяц
закинь фотки стоек.. интересно посмотреть
пожалуйста)
Аха) древо познания — твое образование
Тоже дома лежит — жалко выкидывать
да, а еще есть «Домашний ПК». Там всё уже вызывает улыбку)
цвет нужно поярче =) чтоб CTR был получше =)
Поярче — он будет как раз теряться. А с логотипом-наклейкой и стопкой газет внутри — смотрится аккуратно и привлекательно)
тогда с тебя фотка стойки с места локации
А насколько это повторемая история? Возможно ли повторить в каком то другом регионе?
Собственно, это задача поста — показать, что подобный кейс легко повторить в любом городе. Более того, это масштабируемый бизнес. Моя ошибка в том, что я не делегирую и не расширяю географию — просто приоритеты сейчас на сайтах.
как масштабировать если сам не верстала и не журналист?
Ведь ты массу работы делаешь: «Также это позволяет не платить верстальщику, дизайнеру, журналистам и корректорам.»
Если всем этим людям начать платить, то владельцу (тем более из другого города) остается слишком малая сумма.
хотя я тут подумал, один комплект из версталы, журналиста, дизайнера и корректора могли бы обслуживать не один район, а большое их число.
наверно я не прав тут
Нужно начинать с малого — нанять дизайнера-верстальщика и того, кто будет отвечать за контент (журналист-редактор-корректор) — эти двое смогут полностью сделать газету. К тому же да, если начать замахиваться за городской масштаб, там и другой ценник, и другие рекламодатели.
крут!
Спасибо за пост! Всегда с интересом читаю про подобную практику. Поставь кнопочки социальных сетей на блог, чтоб можно было посты расшаривать.
Спасибо. Как-нибудь поставлю, но ими редко кто пользоваться будет, я думаю)
Вот про «был опыт создания собственного СМИ» можно подробнее или хотя бы пару слов. Спасибо.
Вообще я долгое время занимался журналистикой, был редактором экономических отделов, поэтому знал как устроено СМИ изнутри еще со студенчества. В 2007-2008 году решился на создание своего мужского интернет-журнала регионального масштаба. Что-то получилось, что-то нет. Но в итоге я его удачно продал. Возможно, сделаю об этом отдельный пост)
Где брать новости района, если ты только что в него заехал, чтобы газету там сделать? Как узнать политическое положение в этом городе, если ты в нем один день находишься?
Ладно, это знают местные. Где искать работников среди местных? Группы вк?
Сайт сделали для газеты? Как быть, если уже есть несколько рабочих газет в этом городе? Наплевать и все равно делать свою, обзванивая реклов конкурентов, или тебя просто замочат (глубинка же, 90-ые там до сих пор)?
Накидайте полезных ссылок? Благодарю!
Новости района можно брать из разных источников. Забиваешь в Яндекс.Новости район и город — всё выдаст. Отправить запросы в администрацию района — у них рассылки идут. Также в другие ведомства — соцзащита, загсы, налоговые, учреждения культуры и т.д. Они с радостью будут тебе слать инфу. После пары номеров подключатся все, включая активных жителей.
Узнать о политике города можно из прессы — купи газет местных, почитай местные новостные порталы — сразу войти в курс не получится. Месяцок-другой придется вникнуть.
Сайт для газеты не нужен, да и нет времени на него.
Что касается конкурентов, они есть всегда. В любом городе есть ряд местных газет. Я делал упор именно на районный формат, не распыляясь на весь город. А вот районных, я уверен, почти не бывает.
Никто никого не мочит, это сказки. Не те деньги, за которые надо убивать)
Прям круто! Получается малый бизнес, но все понятно, вроде ничего сложного!
Да, всё это кажется сложным лишь со стороны. Надо иметь храбрость бросится в пучину, и тогда всё оказывается не таким страшным
Очень интересно, восхищаюсь
Спасибо!
Привет! Хорошая статья. Сам все думаю запустить городскую газету для автолюбителей (конкурентов 2-3 штуки).
Подскажи, сколько будет стоить работа верстальщика(он же дизайнер)и корректора?
Да, плохо, что с лендингами не получилось (
Может сменить тематику? Юридическую рассматривал?
Неужели где-то есть газеты для автолюбителей? Вообще интересная тематика, богатая.
Газету я верстаю сам, никого не нанимал. Стоимость услуг верстальщика разнится в городах. У нас в Самаре кто-то сидит на окладе в 15-20 тыс. рублей. Кому-то платят за полосы сдельно (200-400 руб. за полосу).
Да, много можно тематик попробовать. В юридической можно сделать лендинг по регистрации ООО. Услуга не дешевая, и многие готовы платить щедрые проценты. Но пока это слишком трудоёмко для меня.
А как на счет роскомнадзора и антимонопольного ведомства? Бдят? Могут к малейшему косяку придраться
Бдят. Но их требования вполне выполнимы — ничего сложного. Если быть аккуратным, контроля с их стороны не видно — не слышно. Другое дело, когда ты начинаешь вставать поперек горла у государства, могут придраться к чему угодно. Тягаться на этом поле с ними бесполезно.